Дополнительная общеразвивающая программа
«Радужный калейдоскоп»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радужный калейдоскоп» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность.
В современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Однако такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку всё ещё распространённым приёмом в практике преподавания является организация педагогом обучения по образцу: основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы. Подобные занятия требуют большой затраты времени, усилий педагога и чаще всего не дают желаемого результата.
Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение нестандартных задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов развития мышления. Состояние умственного развития, его уровень не есть нечто неизменное, его можно улучшить. Поэтому и была разработана программа «Радужный калейдоскоп». Систематические занятия по программе могут помочь в решении данных актуальных проблем современных детей начальной школы.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы «Радужный калейдоскоп» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных конкурсах.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка. Проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «творческие познавательные способности», быстро не решаются. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование лишь так называемых творческих задач (или нестандартных) не принесёт желаемого результата. Новизна программы «Радужный калейдоскоп» в подборе учебно-методического комплекса по активизации познавательной деятельности младших школьников. Разработана система творческих заданий, которая целенаправленно развивает познавательные процессы детей, в течение всего периода обучения ребёнка по данной программе.
Адресат программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радужный калейдоскоп» рассчитана на работу с обучающимися в возрасте 5-11лет.
Форма обучения. Очная. Дистанционная.
Особенности организации образовательного процесса.
Набор детей в группы основан на свободном выборе и добровольном участии в ней детей по возрастным особенностям. Программа предусматривает групповые формы работы. Состав группы 8-18 человек.
Программа рассчитана на обучение детей пяти возрастных категорий дошкольников и младших школьников с 1 по 4 класс.
· 5-6 лет
· 7-8 лет (1 класс)
· 8-9 лет (2 класс)
· 9-10 лет (3 класс)
· 10-11 лет (4 класс)
То есть начать обучение можно как до школы, так и с первого, со второго, третьего или четвертого класса, а также продолжить обучение на следующем уровне программы.
Каждое занятие, независимо от того, в какой тематический цикл оно включено, построено по принципу: одно правило – одно занятие, что дает возможность учащимся присоединиться к обучению практически на любом этапе программы.
На развивающих занятиях по программе «Радужный калейдоскоп» не преследуется цель отработать какой-то навык, сформировать какое-то умение, подобно тому, как это происходит на уроках в школе.
Смысл развивающих занятий состоит в том, чтобы включить детей в самостоятельную поисковую деятельность, создать условия «успеха» для каждого ребенка.
Цель дополнительной общеразвивающей программы.
Развитие и коррекция познавательных процессов дошкольников и младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей.
В объединении занимаются дети 5-11 лет.
Нормативный срок реализации программы: 9 месяцев.
Руководитель объединения: педагог дополнительного образования Берник Екатерина Викторовна.
Занятия проводятся в МАУДО ДЮЦ "Московский".